РАССУЖДЕНИЯ: композиция, экспозиция, экстрадиция...

Всего: 2, показано с 1 по 2
РАССУЖДЕНИЯ: композиция, экспозиция, экстрадиция...
А.Синицкий
Профессиональный фотограф, Преподаватель фотошколы
Модератор
Так как два последних термина не имеют никакого отношения к данной теме, а упомянуты для "красоты" заголовка и в целом явно указать на имеющуюся в массах проблему - отсутствие понимания, что есть композиция в целом и частности, но все же коль упомянуты дам общие сведения начав с конца:

- Экстрадиция (выдача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача») — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами этого другого государства (для исполнения приговора).

- Экспозиция (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещённости на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.

Наконец-то добрались до главного и прежде чем начать рассуждения задайте и ответьте сами себе - что такое композиция? Размышляем, размышляем... Еще размышляем. Вывели свое определение? Отлично.

- Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Как-то сложно! Давайте разбираться.

И начнем пожалуй с того, что разделим изображение на то в котором композиция как бы есть и то в котором ее как бы нет, а точнее композиция не работает, не управляет, не зависит, не создает целостности. То есть внутри одного пространства достаточно переместить объекты и восприятие изменится? Безусловно это так. Точно так же как сложить предложение из слов связанно или просто те же слова, но написать без связи подряд. Что же в двуж этих изображениях общего? У нас остается общее пространство, а именно его ограничение. Получается что сама по себе композиция на начальном этапе это не что иное как ограничение пространства. В нашем случае - это кадрирование, выбор угла съемки (выбор фокусного расстояния), а так же расстояния физического. Но само по себе это действие не дает нам ни чего кроме рамок в которых все "действие" и должно развернуться. Так что же такое композиция и на основании чего ее законы/правила работают?
Замечали ли вы когда нибудь, что некоторые фотографии выглядят объемными? Думаю - да. Особенно это хорошо читается на фоне снимков на которых объем не читается. Но вы же грамотные и понимаете, что ни о каком объеме на плоскости, а фотография это 2D/плоское изображение имеющее координаты по осям X и Y, речи идти не может и речь идет не о чем ином кроме как о псевдообъеме, то есть о том как ваш мозг изображение воспринимает. Так и композиция и ее законы основываются на восприятии человеком изображения.
Законов/правил композиции великое множество. В рамках данного поста мы рассмотрим три, а так же в конце будет подкреплен файл с пятью правилами. В рамках занятий художественного курса фотографии их рассматривается порядка 20-ти.
1. Виньетирование. В техническом вопросе является искажением, но так ли это? Проведем практический опыт. Откройте белый лист в текстовом редакторе или в программе Photoshop и посмотрите на него. Оцените степень концентрации вашего внимания, спокойно ли воспринимает ваш мозг или испытывает в определенной степени дискомфорт - "дергается". Вы можете сказать - на чем он должен концентрироваться, ни чего нет -, отнюдь. Теперь просто сверните вашу ладонь в трубочку и посмотрите еще раз. Безусловно это очень грубый пример, но вы заметите, что ваш мозг успокоился. Он четко выбрал направление в котором считывает информацию - "белый цвет", все что вы сделали это сузили для него площадь этой информации. Ваша ладонь создала очень грубое подобие виньетирования/затемнения краев поля изображения и ваш мозг стал более спокойно воспринимать информацию. Делаем вывод - виньетирование помогает сконцентрировать внимание. А исходя из того, что в обычной жизни мы очень четко воспринимаем информацию можно с уверенность сказать - в оптической схеме человека/в человеческом глазу виньетирование так же присутствует.
2. Направление. Исходя из того, что у нас так же есть виньетирование мы направление внимания устремлено в центр изображения/пространства на которое мы смотрим. Но вопреки этому наш мозг работает отдельно от нас и читает изображение целиком не отвлекая нашего внимания - подсознательно. Это действие имеет строгое направление слева-направо, в исключительных случаях справа-налево, зависит от развития полушарий головного мозга. У преимущественно большей части людей слева-направо. Как удостовериться? Возьмите любое изображение, можно портрет и отразите его по горизонтали. Ваше восприятие изображения значительно изменится. Делаем вывод - объекты движущиеся слева-направо будут двигаться быстрее и легче, а в обратном  направлении значительно медленнее и сложнее, при условии того что вы относитесь к подавляющему большинству людей на планете.
3. Ценность. Речь идет опять же о направлении. Мы уже выяснили для себя, что наш мозг считывает изображение слева-направо или наоборот. Что же способствует поднятию ценности восприятия изображения для нашего мозга? Способствует ориентация и соотношение сторон. Мы видим мир горизонтально и считываем информацию в соответствующей плоскости. В приложенном к посту файле есть три примера - альбомное, портретное и псевдопанорамное или панорамное ориентирование изображения. Портретное имеет длинную линию высоты и самую короткую линию горизонта соответственно мозгу требуется минимальное количество времени для прочтения данного изображения и оно наименее ценно для него. Альбомное - имеет длинную горизонтальную линию что повышает ценность, мозгу требуется больше времени чтоб его прочесть. Псевдопанорамное или панорамное имеющее ярко выраженную большую сторону является максимально ценным в данном сравнении. Есть и еще более ценные варианты изображения. А так же у вас мог возникнуть вопрос - почему тогда жанр художественного портрета в живописи использует наименее ценный вариант? Здесь работают другие правила композиции, а так же сама задача в изобразительном искусстве портрета соответствует выбранному ориентированию.

Я рассказал вам всего о трех из множества правил которые являются постулатами композиции, не самые главные. Ведь степень важности в восприятии оценить весьма сложно - важно все. В прикрепленном файле приложены 5 правил, а на занятиях курса художественной фотографии вы сможете узнать порядка 20-ти и на практике научиться ими пользоваться.

Мы ждем Вас в нашей школе!
С наилучшими пожеланиями, А.Синицкий.
Сообщение изменено пользователем 02 Декабря 2013 15:29
14 Октября 2013 20:37
А.Синицкий
Профессиональный фотограф, Преподаватель фотошколы
Модератор
Пять правил основ композиции
Сообщение изменено пользователем 02 Декабря 2013 14:29
02 Декабря 2013 14:26
Для сохранения сообщения пройдите процедуру авторизации или регистрации, если вы еще не зарегистрированны.
Пользователей: 7063
Пользователей онлайн: 0
Гостей: 0